Комсомольская правда. Почему все больше россиян объявляют себя банкротами, хотя совсем не бедные (Делягина цитируют) | Михаил Делягин

Должен ли "Газпром" проверять все газовое оборудование в жилищах за свой счет?


Почему все больше россиян объявляют себя банкротами, хотя совсем не бедные  3

Делягина цитируют

02.10.2019 11:00

Комсомольская правда

5842  8.2 (5)  

Почему все больше россиян объявляют себя банкротами, хотя совсем не бедные

Число банкротов в России растет в геометрической прогрессии. И по статистике кредиторы могут вытрясти из них только 1 рубль из 30. А власти хотят еще больше упростить процедуру списания безнадежных долгов

Особенности национального банкротства: занять 15 млн, вернуть 500 тыс

1 октября исполнится 4 года, как действует законодательство о банкротстве физических лиц – в 2015 году в закон «О несостоятельности (банкротстве)» внесли дополнительную главу. Народ сначала не слишком понял, что это за штука, а потом распробовал. С каждым годом число тех, кто желает стать банкротом, увеличивается в полтора раза. И это притом что процедура совсем не дешевая. Тысяч 100, а то и 200 приходится выложить. Но оно того стоит, любой банкрот подтвердит. Как только оглашается решение арбитражного судьи, никто над должником уже не властен. Никаких судебных приставов, коллекторов. А поражение в правах, чего многие так боятся, минимальное.

В итоге кредитные приключения среднестатистического банкрота выглядят так. Набрал долгов на 15,8 млн рублей (средний размер по банкротным делам), имущества у него насчитали на 718 тысяч, а кредиторам вернули 519 тысяч (что-то суд оставил должнику, чтобы не пустить его по миру). В 30 раз меньше!

Неудивительно, что заявителями в делах о банкротстве в подавляющем большинстве случаев выступают сами должники. Если в I полугодии 2018 года они инициировали 84,5% таких дел, то в I полугодии 2019 года – уже 89,8%.

Гроза банкиров

Недавно министр экономического развития Максим Орешкин заявил, что процедуру банкротства нужно сделать доступнее. Сейчас процесс обходится заявителю минимум в 100 тысяч рублей. У кого реально ни гроша – откуда ему взять такие деньги? В итоге настоящие бедные как раз и остаются под давлением банков и коллекторов, не имея возможности избавиться от долгов законным способом. Орешкин предлагает уложить процедуру в 10 тысяч. Популизм? Если и да, то совсем чуть-чуть. Глава Минэкономразвития резко выступает против банковской политики навязывания потребительских кредитов. Их темпы роста «абсолютно превышают темпы роста доходов населения», отмечал он.

Если отбросить политесы, то Орешкин как бы говорит банкирам: «Вы навязываете населению кредиты под 30% и более, по несколько раз в день названиваете людям, бессовестно искушаете их иллюзией легких денег – и они попадают в кабалу. Так вот вам, получайте оружие возмездия: я добьюсь, чтобы люди имели законное право не отдавать вам эти грабительские долги».

Разумеется, министр не Робин Гуд, у него другая задача: найти деньги для развития экономики. И если Орешкин окажется достаточно крепким, чтобы продавить свою линию, то получится вот что. Банки, увидев, что навязывать кредиты населению опасно (могут и не вернуть), переключат свои финансовые потоки на инвестирование в экономику, на кредитование бизнеса. Как знать, может, это и даст импульс развитию страны.

Закон помогает мошенникам

А пока что залпы, направленные против банковских аппетитов, рикошетят по совершенно неповинным законопослушным гражданам. По действующему законодательству арбитражные суды освобождают банкротов не только от кредитов, но и от необходимости возвращать долги. Дали вы хорошему знакомому денег в долг – он имеет право не вернуть. Даже если под расписку. Или пусть даже под залог имущества – в этом случае шансов больше, но вполне может оказаться, что кредиторов на этот залог вагон и маленькая тележка. Многие стали пользоваться открывшимися перспективами.

Вот, например, какую историю рассказал наш коллега, журналист «Комсомолки» писатель Николай Андреев. Если что, автор знаменитой книги «Тайна перевала Дятлова» и других.

«Таких, как я, десятки, — написал Андреев на своей страничке в соцсети. — Тихонов выработал безукоризненный способ заработка: подписывал договоры на строительство домов – и не строил. Деньги присваивал. Суды? Суды были. Решения принимались. Судебные приставы получали исполнительные листы. А у Тихонова ничего нет. Гол как сокол. Хотя ко мне он приезжал на разных машинах – не сказать, что шикарные, но дорогие. Живет в роскошной квартире в престижном районе Калуги. Богатая дача. А взять с него нечего»

Я проверил. Есть такой сайт очень удобный, там публикуются все данные о банкротствах и о банкротах – поименно. Есть там и обидчик нашего журналиста – индивидуальный предприниматель Тихонов Максим Васильевич. Действительно, долгов на нем – миллионы. Вот договор подряда на 3,7 млн руб, вот на 2,6 млн, на 1,2 млн, вот сущая мелочь – на полмиллиона с хвостиком. А еще долговые расписки, кредит от Сбербанка более чем на 700 тысяч, невыплаченные налоги...

Наш Николай Андреев пошел другим путем. Подал заявление в полицию – чтобы этого «строителя» привлекли за мошенничество. Удачи нашему коллеге в его нелегком деле, «Комсомолка» в одном из ближайших номеров расскажет об этой истории подробнее.


Мнение

Михаил Делягин: Это золотая жила для мошенников!

«Сегодня возможность личного банкротства часто используют мошенники, для них это золотая жила, — сказал директор Института проблем глобализации Михаил Делягин. — Это обеспеченные люди, они берут деньги в долг и не отдают. А когда видят, что дело пахнет судом, находят способ сохранить свои деньги: через подставных лиц создают себе фиктивные долги. И спокойно подают на банкротство. Имущество описывают, а выплата кредиторам производится пропорционально долгам. И получается, что большую часть получит не реальный должник, а подставной, который потом за спиной суда вернет этому мошеннику деньги. Нужно вернуть банкротству физлиц исконный смысл, чтобы им могли пользоваться обычные люди, которые оказались в непростой ситуации. Хорошая идея сделать процедуру дешевле – я бы вообще проводил ее даром, хотя бы для самых незащищенных слоев населения и попавших в наиболее тяжелую ситуацию. Для экономики в целом возможность банкротить физические лица – это благо. С нее будет сниматься груз безнадежных долгов. Но для положительного эффекта надо сделать так, чтобы банкротство не было палочкой-выручалочкой для жуликов»

среднестатистический банкрот — человек лет 45-50

«Львиную долю граждан — банкротов составляют люди в возрасте 45-50 лет, — рассказал председатель комиссии по финансовой безопасности ТПП России Иван Рыков. — Самым пожилым банкротом стала пенсионерка 88 лет, а самым юным — подросток 12 лет. Он стал банкротом по долгам покойного отца. Правда, впоследствии суд прекратил производство, признав, что несовершеннолетний не обладает дееспособностью. Граждане часто полагают, что как только они объявят себя банкротом они сразу избавятся от долгов и начнут жизнь с чистого листа. Не каждое банкротство заканчивается списанием долгов. Может случится так, что человек прошел процедуру (со всеми ее минусами) а в результате суд отказался списывать долги.

Самая частая причина отказа – поведение должников. Они обязаны передать управляющему всю информацию о своем имуществе и доходах, ничего не скрывая. Скрыли машину? Это основание оставить им долги. Те же последствия ждут тех, кто во время личного банкротства самовольно распоряжается имуществом — это делается только с разрешения арбитражного управляющего.

Суд может признать банкротство фиктивным — то есть определит, что у вас были средства для того чтобы рассчитаться с кредиторами, но вы эти деньги потратили на что-то другое. За такое грозит штраф по уголовной статье»

Компетентно – как получить долг

«Сначала — обычное обращение в гражданский суд. В случае выигрыша судебные приставы открывают исполнительноепроизводство, в ходе которого приставы должны обязать проигравшую сторону выплатить вам деньги. Нопрактика показывает, что это практически безнадежно, — рассказал руководитель юридической компании «Территория банкротства» Степан Сагиров. — Поэтому с исполнительным листом надо обращаться в арбитражный суд и требовать банкротства должника. Это более действенный метод. На всю процедуру дается полгода. Скрыть имущество сложно. Проверяются все сделки за 3 года, предшествующие банкротству — они могут быть оспорены.

Но нередко банкротами становятся по стечению обстоятельств. Типичная ситуация: людей увольняют с работы. Пропадает источник дохода, люди нарушают сроки, к ним обращаются коллекторы. Они занимают деньги у микрофинансовых организаций, потом у друзей, все на что-то надеясь. Потом наступает самый тяжелый момент: занимают, уже зная, что не отдадут»

Как стать банкротом

«Существует простая методика, которая показывает, может ли человек при его нынешних доходах расплатиться с долгами, — пояснил руководитель Общественной организации «Кредитный правозащитник» Михаил Алексеев. — Из месячного заработка вычитается прожиточный минимум на самого должника и на тех, кто находится у него иждивении. Остающейся суммы должно хватить на то, чтобы в течение 36 месяцев (срок определен законодательством) расплатиться с долгом. Если не хватает, и речь идет о долге 500 тыс руб и более, то вы обязаны подать заявление о банкротстве. Если долг менее этой суммы, то имеете право подать заявление, но не обязаны это делать.

Подавать в суд может не только должник, но и кредитор – если ему задолжали 500 тыс руб и более»

Последствия

  • 3 года нельзя управлять юрлицом или участвовать в органах управления любых организаций.
  • На 10 лет закроется путь в управление кредитной организацией.
  • На 5 – в руководство пенсионного фонда, финансовых организаций, страховых компаний, инвестиционных и паевых фондов.
  • В течение 5 лет нельзя будет получить новый кредит.

Заметили ошибку в тексте? Сообщите об этом нам.
Выделите предложение целиком и нажмите CTRL+ENTER.


Оцените статью